Антигель дизельного топлива «Kerry» представляет собой эффективную композицию депрессорной и диспергирующей присадок немецкой компании BASF, растворенных в авиационном топливе в достаточно высокой концентрации. Депрессорные присадки BASF марки KEROFLUX в течение ряда лет успешно применяются российскими НПЗ для производства зимнего дизельного топлива ДЗп-15/-25/-35, отвечающего требованиям ТУ 38.101-58-36-92 на основе летнего дизельного топлива (ГОСТ 305-82), для применения в умеренных климатических зонах.
Депрессорная присадка (смесь низкомолекулярных полиолефинов) адсорбируется на поверхности зарождающихся кристаллов н-парафинов и препятствует их росту. Диспергирующая присадка (смесь амидов жирных кислот) уменьшает размер кристаллов н-парафинов и препятствует расслаиванию топлива с депрессорной присадкой при холодном хранении. Используемое в качестве растворителя присадки авиационное топливо облегчает перемешивание присадки при добавлении антигеля в топливный бак. Совместное действие композиции присадок приводит к существенному снижению предельной температуры, при которой возможно применение дизельного топлива. Эффективность депрессорных присадок может колебаться в зависимости от состава топлива, температуры помутнения, температуры кипения, типа и количества парафина и других параметров.
Оптимальный расход антигеля «Kerry» указан на этикетке: в частности, один флакон KR-355 рассчитан на 80 литров дизельного топлива, при этом температура застывания (Т заст.) и предельная температура фильтруемости (ПТФ) топлива понижаются в среднем на 15°. При увеличении концентрации присадки в полтора раза (один флакон на 55 литров топлива) понижение ПТФ и Т заст. составит около 17°, при уменьшении концентрации в два раза (флакон на 160 литров) - около 8°. Изменение рекомендуемой дозировки в более широких пределах нежелательно: более высокие концентрации нецелесообразны (улучшения низкотемпературных свойств более, чем на 20° не получится даже при очень большом расходе присадки), более низкие концентрации неэффективны.
Таким образом, введение рекомендуемого количества антигеля «Kerry» в летнее дизельное топливо позволяет уверенно использовать это топливо до температуры -20 °С. Если концентрация присадки в два раза меньше рекомендуемой, топливо может использоваться до температуры -13 °С.
Эффективность использования антигеля «Kerry» с зимним дизельным топливом зависит от состава исходного топлива. Если исходное топливо изготовлено на НПЗ без применения присадок и его низкотемпературные свойства обусловлены фракционным углеводородным составом, то применение антигеля «Kerry» позволяет понизить Т заст. и ТПФ, получив таким образом топливо с ещё более низкими рабочими температурами. Например, температурный интервал применимости топлива марки З по ГОСТ 305-82 может быть расширен с -25 °С до -40 °С. Если же при изготовлении топлива уже на НПЗ использовались депрессорные присадки, то дополнительное введение присадки в виде антигеля «Kerry» существенного эффекта не даст. Однако, при отсутствии информации о топливе и при наличии хоть каких-то сомнений в его качестве применение антигеля будет вполне оправдано.
Заявляемые результаты достигаются только при строгом соблюдении следующих условий применения:
- Антигель должен вводиться до начала помутнения топлива. Пытаться улучшить низкотемпературные свойства уже помутневшего топлива бессмысленно! Поэтому температура дизельного топлива при добавлении присадки должна быть на 10-12° выше его температуры помутнения. Так, по ГОСТ305-82 максимально допустимая температура помутнения топлива марки Л составляет -5 °С. Соответственно температура ввода присадки в топливо должна быть не ниже +5 °С. Условие соблюдения температуры ввода является необходимым при использовании любых известных депрессорных присадок вне зависимости от их марки, производителя и от того, имеется ли соответствующее предупреждение в описании того или иного продукта.
- Антигель должен быть хорошо перемешан с дизельным топливом. В реальных условиях это достигается тем, что присадка заливается в бак до заправки и перемешивается потоком заправляемого топлива.
Сам антигель «Kerry» при пониженных температурах теряет текучесть. Это нормальное явление, обусловленное высокой концентрацией активных компонентов в продукте. Если флакон с присадкой хранился на морозе, то перед применением необходимо отогреть флакон, обеспечив текучесть содержащейся в нём жидкости. Для этого достаточно некоторое время подержать флакон в салоне автомобиля.
Учитывая особенности применения депрессорных присадок к дизельному топливу, следует рекомендовать применение антигеля до наступления мороза. Ещё лучше регулярно применять антигель «Kerry» при каждой заправке автомобиля в зимний период.
Главный технолог ЗАО «Эльф Филлинг»
к.х.н. Лещёв Ю. А.